Внимание! Форум АГАПЕ-ДИАЛОГ перенесен на адрес http://evangelie.cn/

Христианский межконфессиональный форум отца Гевонда Оганесяна, настоятеля монастыря Святых Архангелов Иерусалимской патриархии ААЦ
Текущее время: 25-04, 17:21

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 9 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 19-10, 23:33 
Не в сети

Зарегистрирован: 19-10, 16:13
Сообщения: 99
Откуда: Киев
На начало 7 в. в христианстве были три враждующие между собой церкви: "несториане" (доэфесское христианство), "миафизиты" (дохалкидониты) и "мелькиты" (халкидониты). Но в каждой из этих церквей была более или менее сильная партия богословских традиционалистов, учившая о едином Бого-человеческом лице Христа. Фактически, традиционалисты в каждой из церквей учили одинаково, только использовали разные богословские формулы и разную терминологию. Действительно, мы можем сказать, что есть общее бытие «человек», которое реализуется во множестве отдельных человеков-ипостасей, а также есть общее бытие «Бог», Которое реализуется в Трех Божественных ипостасях. Поскольку Христос – совершенный Бог и совершенный человек, следовательно, у Него должно быть две совершенные ипостаси: божественная и человеческая. Но поскольку Христос один, одна личность, причем личность Бого-человеческая, у Него может быть только одно Бого-человеческое лицо. Тогда мы приходим к несторианской формуле. Но можно посмотреть и с другой стороны и сказать, что есть общее бытие «Хриcтос», причем бытие сложное, состоящее из двух: «Бог» и «человек». При этом общее бытие «Христос» реализуется только в одной конкретной ипостаси Иисуса Христа, ипостаси сложной Бого-человеческой, как и ее природа. Так мы приходим к миафизитской схеме. Смысл тот же – схема другая. И вообще, в Евангелии нет никакого учения о «природах», «ипостасях», а есть только живая Бого-человеческая личность Христа, поэтому кто как учит о природах, с какой стороны на них смотрит, для евангельского христианства, по большому счету, все равно. Поэтому вполне логичным было бы объединить три церкви на основе общего исповедания Бого-человеческой личности Христа. За этот труд взялся византийский император Ираклий (правил 610-641), первый богослов, сумевший посмотреть на христианство вне узких рамок конфессионализма. Но поскольку в терминологии единообразия не было, термин, строго соответствующий понятию личности, отсутствовал, а традиционный термин «лицо» мог трактоваться весьма широко, от частной реализации природы (ипостаси) до собственно лица (внешнего вида), было принято решение говорить о единстве Бого-человеческой личности через главное ее проявление – единую Бого-человеческую волю Христа. С этим, в принципе, согласились все: и мелькиты, и несториане, и миафизиты. Разве что кроме крайних фанатиков. В 630 г. «мелькитская» церковь воссоединилась с Сирийскими «несторианской» и «монофизисткой» церквями, в 633 г. – с Коптской и Армянской церквями. Впервые со собора в Эфесе 431 г. церковное единство было восстановлено! Причем восстановлено не путем частичного отказа от своего учения/традиции одной из сторон, не путем унии, а путем богословского диалога и более глубокого понимания общего христианского наследия, путем единства в главном и сохранения различий во второстепенном. Ни до, ни после Ираклия, настолько полно и качественно восстановить церковное единство не удавалось никому!
Монофелитская христология.
Современные мелькитские (православные) авторы часто абсолютно неверно пишут о монофелитстве, приписывая ему учение об одном чисто божественном лице Христа и об одной чисто божественной воле. Поскольку современные мелькиты сами исповедуют одно чисто божественное лицо Христа, они просто не могут себе представить, что кто-то, кто верит в одно лицо Христа, может считать это лицо не чисто божественным. Вообще, беда современных мелькитов в том, что они совершенно не могут себе представить, что нечто единое может быть не простым, а составным, состоящим из нескольких составных частей. Так, иерей Олег Давыденков трактует сложную природа Христа из двух у Севира Антиохийского, как будто человеческая природа полностью растворяется в природе божественной, несмотря на то, что Севир сам отвергал такое мнение.
Так вот, монофелиты в духе традиционной христологии учили именно о едином сложном Бого-человеческом лице Христа (а поскольку монофелиты были халкидонитами, они отождествляли «лицо» и «ипостась») и о единой сложной Бого-человеческой воле Христа («бого-мужней», по любимой монофелитами цитате из Псевдо-Дионисия Ареопагита). Как и любые здравомыслящие люди, волю монофелиты рассматривали как свойство лица, а не природы, поэтому учение о едином Бого-человеческом лице Христа у них неизбежно ведет к учению о единой Бого-человеческой воле. Собственно, это было очевидно для всех, в том числе для несториан. Ведь допусти мы две воли, мы неизбежно скатимся к представлению о двух самосознаниях Христа, следовательно, о двух отдельных личностях, т.е. к той самой ереси, которую Кирилл Александрийский безосновательно пытался приписать Несторию. А допусти мы одну чисто божественную волю Христа, так вслед за Аполлинарием придем к ереси, что у Иисуса вместо человеческой личности - личность Бога Слова, и, следовательно, Иисус не был совершенным человеком. Проще говоря, если мы исповедуем, что Христос истинный Бог и истинный человек, но при этом Христос один, это значит, что мы говорим о едином Бого-человеческом лице Христа и о единой Бого-человеческой воле Христа.
Вот цитаты из соглашения, подписанного мелькитским патриархом Александрии Киром с египетскими миафизитами («Деяния Вселенских соборов», СПб, «Воскресение» - «Паломник», 1996, т. 4, с. 188):

Пункт 6:
"Кто не исповедует, что из двух естеств, т.е. божества и человечества, стал один Христос, один Сын, одно естество Бога Слово воплощенное, по выражению св. Кирилла, неслитно, непреложно, неизменно, или одна составная (!) ипостась... да будет анафема".
Пункт 7:
"(кто не исповедует), что один и тот же страдал и тем и другим (естеством), как сказал тот же святой Кирилл, страдал по-человечески плотью как человек, а как Бог пребывал бесстрастным в страданиях собственной плоти, что один и тот же Христос и Сын производил и богоприличное и человеческое одним богомужним действием, по выражению св. Дионисия, - в одном созерцании различая то, из чего произошло соединение, и рассматривая это в уме пребывающим непреложно и неслитно (!) после Его естественного (по естеству – Д.К.) и ипостасного (по ипостаси! – Д.К.) соединения... да будет анафема"

Из письма Александрийского патриарха Кира Константинопольскому патриарху Сергию (там же, с. 186):

"отказываясь говорить о двух действиях после соединения, мы можем во всех местах Писания совместить в одно, лучшее, единственное действие и страстное и бесстрастное неизреченного домостроительства Спасителя нашего Иисуса Христа".

Из Феодора Фаранского (там же, с. 189):

"Все, что ни говорил, ни делал Господь, по истории, Он говорил и делал посредством ума, чувства и чувственных органов. И таким образом у Него, как у целого и одного, все должно быть названо одним действием слова (с маленькой буквы – Д.К.), ума, чувственного и ограниченного тела".

Из Первого послания Папы Римского Гонория Патриарху Константинопольскому Сергию (цит. по Ж.-К. Ларше «Преподобный Максим Исповедник – посредник между Востоком и Западом», М.: Сретенский монастырь, 2004, с. 166):
«Воистину, Божество не могло быть ни распятым, ни испытывать человеческие страсти. Но (согласно взаимообщению свойств) говорится, что Божество пострадало и что человечество взошло на небо с Божеством. Вот почему мы исповедуем также единую волю Господа Иисуса Христа».

Еще приведу цитату из «Диалога с Пирром», но предварительно пара замечаний. В начале диалога Пирр утверждает, что воля – свойство личности, тогда как Максим вводит новое странное для Пирра учение, будто воля – свойство природы. Но в ходе диалога Пирр соглашается перейти на терминологию Максима о природных волях и продолжить дискуссию понятным Максиму языком (перевод Д. Е. Афиногенова http://www.pagez.ru/lsn/0541.php):

"Пирр. Поскольку следует благожелательно принимать истину, выявляемую исследованием, а рассуждение с большой ясностью показало, что воли во Христе природны, возможно, так же как мы говорим о чем-то сложном из двух природ, говорить и о некоей сложной воле из двух природных [воль], дабы и утверждающие две воли (из-за естественного различия природ во Христе), и утверждающие одну (из-за совершенного соединения) не спорили друг с другом из-за простых слов раз уж, как говорит великий в богословии Григорий, "не в именах для нас истина, но в делах".


Последний раз редактировалось Dmitry Kanibolotsky 13-11, 15:50, всего редактировалось 3 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 20-10, 12:09 
Не в сети
Site Admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01-10, 13:50
Сообщения: 379
Откуда: Иерусалим Армянская Патриархия
Dmitry рады Вам :)
Пожалуйста объясните как понять: Лицо, Ипостась и Природа?

_________________
Настоятель монастыря Святых Архангелов Иерусалимской Патриархии ААЦ


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 20-10, 12:25 
Не в сети
Главный администратор форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01-10, 20:46
Сообщения: 330
Откуда: Украина
Как по мне, так никакая "объединяющая" доктрина не поможет, когда разделение в головах! Если нет любви Христовой, но лишь одно фарисейское буквоедство и зацикленность на собственных доктринах, то как можно прийти к чему-то доброму?

Кто, будучи "в здравом уме и доброй памяти", откажется от своей веры в "исключительную правоту" собственной же Церкви? Каждый из нас верит, что именно его поместная Церковь (и даже мелкая неопротестантская секта) является если и не "единственно истинной Церковью Бога", то по крайней мере, наилучшей из всех! И соответственно все остальные будут для нас если не отпетыми еретиками, то уж точно не "хранителями неповрежденного христианства".

К сожалению, большинство "христиан" веру в Церковь Христову подменяет преданностью собственной конфессиональной группе и ее эксклюзивным доктринам! А уж насколько все в там правильно, как-нибудь обоснуется - либо "неотразимыми аргументами", либо тупым отрицанием чужой правоты.... В такой ситуации Христос вытесняется в угоду некой "божественной истине", и попытки пробить этот барьер с помощью некоего "компромисса" заканчивается созданием еще одной "истины", с которой снова всем приходится бороться....

_________________
Служитель Армянской Апостольской Церкви


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 20-10, 12:47 
Не в сети

Зарегистрирован: 19-10, 16:13
Сообщения: 99
Откуда: Киев
Здравствуйте, fr-ghevond!
fr-ghevond писал(а):
Dmitry рады Вам :)
Пожалуйста объясните как понять: Лицо, Ипостась и Природа?
Природа - это общее бытие, это то, что свойственно всем однородным предметам, предметам одного класса, рода или ряда. Природа стула - это то, что есть общего во всех стульях, природа человека - это то, что общее во всех людях. Природа не существует сама по себе, а реализуется только в единичных объектах - ипостасях. Ипостась - это и есть реализация природы в единичном объекте, некая единичная реализация природы. Другими словами, ипостась - это единичный предмет как представитель своей природы, рода или ряда однородных с ним предметов, безотносительно к неповторимым уникальным свойствам этого предмета. Синоним слова "ипостась" - "штука", одна штука чего-либо. Ипостась стула - это некий единичный стул, обладающий всеми свойствами, характерными для стульев (т.е. обладающий природой стула), ипостась человека - некий единичный человек, но безотносительно к тому, какой конкретно человек. Например, с высоты небоскребы мы можем видеть людей внизу, но не можем отличить их друг от друга, т.е. мы видим отдельные человеческие ипостаси, но не различаем их лица. Лицо же можно определить двумя способами, но связанными между собой. Лицо, так сказать, в будничном смысле - это внешний вид, совокупность свойств (черт), которая отличает одну ипостась от другой ипостаси той же природы. Например, ипостась моего стула - его уникальный внешний вид этого стула, позволяющий отличить его от других стульев, вид, включающей, например, погрызанные собакой ножки, новую обивку, надпись на спинке. В богословском смысле лицо - это единичный субъект, обладающий уникальными чертами (индивидуальностью), единичный субъект в своей неповторимой уникальности. Лицо человека в этом смысле - это конкретный единичный человек, например, конкретно Вася Иванов со всеми его отличительными признаками. Лицо здесь - это понятие, близкое к современному понятию "личность", но несколько более широкое. Если личность в современной психологии определяется как индивид, обладающий самосознанием (возможно, плюс черты характера), то традиционное средневековое понятие "лицо" включает не только самосознание и черты характера, но и внешние признаки, напрмер, рост, цвет волос, полнота и т.п. до отпечатков пальцев и окраски радужных оболочек глаз включительно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 20-10, 13:39 
Не в сети

Зарегистрирован: 19-10, 16:13
Сообщения: 99
Откуда: Киев
d-Samuel писал(а):
Как по мне, так никакая "объединяющая" доктрина не поможет, когда разделение в головах!
В том-то и дело, что монофелитство - это была не некая новая "объединяющая доктрина", а результат анализа вероучений разных конфессий, использовавших разную терминологию, но имевших близкую веру, то реальное общее ядро, которое у всех этих конфессий было, но пояснялось разными терминами. Ситуация времен Иракля отличалась от современной тем, что "мелькиство" тогда еще не успело достаточно далеко отойти в своем вероучении от остальных конфессий, и единая общая вера еще сохранялась в каждой из конфессий. Конечно, после "реформ" Максима Исповедника, этого единого ядра с мелькитами у нас больше нет.
d-Samuel писал(а):
Если нет любви Христовой, но лишь одно фарисейское буквоедство и зацикленность на собственных доктринах, то как можно прийти к чему-то доброму?

Кто, будучи "в здравом уме и доброй памяти", откажется от своей веры в "исключительную правоту" собственной же Церкви? Каждый из нас верит, что именно его поместная Церковь (и даже мелкая неопротестантская секта) является если и не "единственно истинной Церковью Бога", то по крайней мере, наилучшей из всех! И соответственно все остальные будут для нас если не отпетыми еретиками, то уж точно не "хранителями неповрежденного христианства".
К сожалению, большинство "христиан" веру в Церковь Христову подменяет преданностью собственной конфессиональной группе и ее эксклюзивным доктринам! А уж насколько все в там правильно, как-нибудь обоснуется - либо "неотразимыми аргументами", либо тупым отрицанием чужой правоты....
Ну Вы видите ситуацию слишком мрачно! Вы описали то, что творится на просторах СНГ под влиянием во многом Русской Православной Церкви. Но СНГ - это еще не весь мир, РПЦ и неопротестантские секты - это еще по крайней мере не все христианство. Ни в традиционном протестантизме (Евангелическо-Лютеранская, Евангелическо-Реформатская и Англиканская Церкви), ни в Ассирийской Церкви Востока ничего подобного нет. Мы прекрасно понимаем, что наши отличия во многом отражают конкретные исторические ситуации становления и развития наших церквей, и многое из того, что нас разъединяет - внешние вещи. Еще с 13 в. в Церкви Востока были распространены молитвы за всех христиан, не только ассирийцев, но и армян, коптов, греков, алан, латинян. Ведь даже в церквях, принявших еретические доктрины (а есть, конечно, и такие церкви), есть люди, этих доктрин не исповедующие. В наших Церквях (Церкви Востока и традиционных протестантских) к Евхаристии приглашаются все крещеные христиане, независимо от конфессиональной принадлежности (кроме некоторых неопротестантов, крещение которых является сомнительным).
d-Samuel писал(а):
В такой ситуации Христос вытесняется в угоду некой "божественной истине", и попытки пробить этот барьер с помощью некоего "компромисса" заканчивается созданием еще одной "истины", с которой снова всем приходится бороться....
В том-то и дело, что "монофелитсво" не было компромиссом. Это уния, заключенная не путем компромисса (каждая сторона ведь сохранила свои отличительные черты), а путем более глубокого понимания своих же собственных традиций. Конечно, многим современным "просвещенным христианам" очень далеко до "средневекового варвара", к тому же профессионального военного, а не богослова, Ираклия. Но опыт Ираклия, пусть даже сорванный в конце концов кучкой фанатиков, для традиционных христиан (а сюда отношу я, кроме своей конфессии, Церкви "миафизитские" и традиционные протестантские) и сейчас может служить примером того, как можно объединиться на равноправных условиях и без отказа от своей традиции. И не только может служить, но и реально служит. Пример - Евангелическая уния, вступление в полное общение Евангелическо-Лютеранских и Евангелическо-Реформатских Церквей.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 09-11, 18:10 
Не в сети

Зарегистрирован: 09-11, 17:53
Сообщения: 2
Здравствуйте, Дмитрий! Поправьте, пожалуйста, у себя в тексте - я не переводил "Диспут с Пирром", я его всего лишь сфотографировал, распознал и выложил у себя в ЖЖ :)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 12-11, 16:14 
Не в сети

Зарегистрирован: 19-10, 16:13
Сообщения: 99
Откуда: Киев
Дмитрий Капустин писал(а):
Здравствуйте, Дмитрий! Поправьте, пожалуйста, у себя в тексте - я не переводил "Диспут с Пирром", я его всего лишь сфотографировал, распознал и выложил у себя в ЖЖ :)
Дмитрий, простите великодушно. Уже исправил. И в полной версии статьи тоже http://fr-ghevond.flybb.ru/viewtopic.php?p=1567 . Это в pagez.ru , похоже, напутали, поставив знак авторского права перед Вашей фамилией. А перевод-таки чей?

_________________
Ассирийская Церковь Востока


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 12-11, 16:26 
Не в сети

Зарегистрирован: 09-11, 17:53
Сообщения: 2
Dmitry Kanibolotsky писал(а):
А перевод-таки чей?


Самой книги у меня сейчас нет, но тут написано, что перевод Д. Е. Афиногенова.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 13-11, 15:45 
Не в сети

Зарегистрирован: 19-10, 16:13
Сообщения: 99
Откуда: Киев
Дмитрий Капустин писал(а):
Самой книги у меня сейчас нет, но тут написано, что перевод Д. Е. Афиногенова.
Спасибо.

_________________
Ассирийская Церковь Востока


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 9 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB