Внимание! Форум АГАПЕ-ДИАЛОГ перенесен на адрес http://evangelie.cn/

Христианский межконфессиональный форум отца Гевонда Оганесяна, настоятеля монастыря Святых Архангелов Иерусалимской патриархии ААЦ
Текущее время: 19-05, 16:34

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 12 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Богословие Церкви Востока
СообщениеДобавлено: 20-10, 20:35 
Не в сети

Зарегистрирован: 19-10, 16:13
Сообщения: 99
Откуда: Киев
В литературе часто встречаются следующие карикатурные изложения вероучения и истории Ассирийской Церкви Востока, которую также неправильно называют «несторианской»: будто Несторий учил, что Христос был обыкновенным человеком, на которого во время крещения в Иордане снизошла благодать Божия, подобно тому, как благодать нисходила на святых. Поэтому существуют, как бы, два Христа – Бог и человек – две личности, которые находятся лишь в относительном единстве. Эта ересь была, будто бы, побеждена Эфесским собором, а недобитые последователи Нестория (а у некоторых авторов и сам Несторий) убежали в Персию, где основали новую секту. Основу такого взгляда на восточное христианство положили как так называемые 3-й и 5-й вселенские соборы, так и воинствующие апологеты греко-римской церкви. Фактически же христианство в Персии существовало задолго до Эфесского собора в форме автокефальной сироязычной поместной Церкви, которая имела своего предстоятеля, епископа столицы Персии Селевкии-Ктесифона, Католикоса-Патриарха всего Востока. Эта Церковь никогда не подчинялась Антиохийскому патриарху, что было и невозможно в условиях постоянных войн между Персией и Римом, но ориентировалась на атиохийскую богословскую традицию.
Неоплатоническая мистика слияния с божеством чужда антиохийскому богословию, во многом связанному с семитской, т.е. сирийской народной почвой. Согласно антиохийской сотериологии, Христос исцелил в себе природу падшего Адама. Т.е., во-первых, Логос во Христе воспринял человеческое естество после грехопадения. Во-вторых, Иисус как человек своим совершенным послушанием Богу, своей смертью на кресте и воскресением, которое совершилось силою Логоса, победил склонность человеческой природы к греху сначала в себе, а затем и своих учениках, которые через Церковь становятся одним телом со своим Спасителем. Таким образом, антиохийцы настаивали на полноте человеческого естества Иисуса, полностью единосущного нам, вплоть до борьбы с греховными склонностями внутри себя. Для антиохийского богословия общение человечества Христа с Богом было двояко: через личностное единение с Логосом, а также через благодать Духа Святого. При этом первое общение, т.е. единение Бога и человека в одном лице, было уникально, свойственно только Христу, и началось с момента Благовещения, т.е. зачатия. Второе, т.е. благодать Духа, было общее у Христа и праведников, и началось с момента крещения в Иордане. Вся земная жизнь Христа была постепенным исцелением и преображением человеческой природы, кульминационными моментами которого были крещение, смерть и воскресение. До крещения Иисус своей совершенной жизнью исполняет иудейский закон. В этот период Христос является Сыном Божиим только в одном смысле, а именно в смысле соединения человеческой природы с Логосом, предвечным Сыном Божиим. При крещении Христос становится Сыном Божиим не только по божеству, но и по человеческой природе, которая усыновляется Богом по благодати Духа Святого, подобно усыновлению праведников. Полной же победой над склонностью к греху и преображением Иисуса стало воскресение, т.е. победа над смертью, над главным симптомом той болезни, которая стала последствием греха Адама.
Богословы Церкви Востока отождествляли Логос Евангелия от Иоанна со славой Божией, обитавшей в Скинии Завета и соломоновом Храме, а также с Премудростью, которая, согласно Притч.9:1 «построила себе дом» (Храм). Исходя из слов Евангелия от Иоанна «Он имел ввиду храм тела своего» и знаменитого стиха из первой главы того же Евангелие, который в дословном переводе звучит: «..и Слово стало плотью и поставило себе скинию среди нас», антиохийские богословы сравнивали соединение божественной и человеческой природ во Христе с обитанием Бога в соломоновом Храме. Однако при этом антиохийцы не отрицали единое лицо Спасителя. Об этом свидетельствует признание единой Бого-человеческой воли во Христе как проявление единого лица.
Согласно терминологии Церкви Востока, природа – это общее бытие, или то, что свойственно всем однородным предметам. Так, природа человека свойственна всем людям, природа стула – всем стульям. Природа является абстрактной величиной, которая не существует в себе, а реализуется только в единичных предметах, т.е. ипостасях. Ипостась – это воплощение природы в единичном предмете, или единичный предмет как представитель вида. Ипостась человека – данный конкретный человек, но вне индивидуальной неповторимости, ипостась стула – данный конкретный стул. Т.к. ипостась – это единичное проявление природы, то две природы требуют, по меньшей мере, две ипостаси. Это послужило одной из основных причин оппозиции Церкви Востока по отношению к Халкидонскому собору, признававшему во Христе две природы, но одну ипостась. И, наконец, лицо – это индивидуальное существование в своей исключительной неповторимости, явленность. Это понятие более широкое, чем личность. Так, для сирийского богослова VII в. Баввая Великого, лицо включает как внешние, так и внутренние индивидуальные отличия. Согласно Бавваю, лицо человека включает не только такие характеристики как темперамент, воля, знание, мудрость, но также, например, как рост или полнота.
Основателем антиохийской христологии считается Диодор Тарсийский. Однако, к сожалению, многие его книги были уничтожены Византийской церковью (сохранились толкования на Псалтирь). Следующим великим богословом Востока был ученик Диодора, соученик и друг Златоуста, Феодор Мопсуэстийский. Часть из его литературного наследия сохранилась в греческом оригинале, а также в латинских и сирийских переводах. На русском языке «Чтение мест из книг Феодора Мопсуэстийского» можно найти в деяниях т.н. 5-го вселенского собора. Феодор намного раньше Папы Льва Великого предложил широко распространенную сейчас христологическую формулу «две природы, одно лицо». Каждую природу Христа Мопсуэстийский епископ мыслит полной, совершенной, т.е. наделенной всеми соответствующими атрибутами. Так человеческая природа является одушевленной и наделенной умом. Каждое естество Христа совершает свойственные ей действия. Христос родился и умер по своей человеческой природе, а творил чудеса – по божественной. Феодор допускает «общение свойств» только в качестве непрямого высказывания, тут же требующего уточнения соответствующим прямым высказыванием. Слово «Христос» относится к единому лицу Спасителя, а слова «Бог» и «человек» – к двум Его природам. Поэтому говорить «от Девы родился человек Иисус» и «от Девы родился Христос» будет правильно, т.к. Мария родила именно человеческую природу Христа. Однако сказать «рожденный от Марии Бог» будет богословски некорректным, если тут же не добавить «и человек» потому, что Бог в собственном смысле от Марии не рождался. Аналогично некорректными будут и фразы «Бог страдал» и «Бог умер». Поэтому в литургических текстах Церкви Востока не употребляется термин «Богородица», а Мария называется «Матерью Христа». Вышесказанное можно проиллюстрировать следующим примером. Можно сказать, что компьютер является, с одной стороны, машиной, а с другой – вершиной научно-технической революции. Корректными являются все высказывания такого типа: «микросхема от компьютера», «микросхема от машины», «микросхема от компьютера, вершины научно-технической революции», «микросхема от машины, которая является вершиной научно-технической революции» – тогда как фраза «микросхема от вершины научно-технической революции» будет абсурдом.
Еще одним примечательным моментом христологии Феодора является учение о едином лице Христа. Дело в том, что единое лицо можно понимать двумя способами: как лицо чисто божественное, т.е. лицо Логоса, или же как сложное Бого-человеческое лицо. В первом случае человеческая природа Христа мыслится безличной, т.е. лицо человека Иисуса заменено лицом Логоса. Этот подход в той или иной мере проявляется у Аполлинария, Кирилла Александрийского, Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина.
Другой подход мы видим у великих антиохийцев. Когда Феодор Мопсуэстийский рассматривает божественную или человеческую природу Христа абстрактно, в отдельности, он утверждает, что каждая природа полная и личная. Но, настаивая на личностности Божества и личностности человечества по отдельности, Феодор всячески избегает говорить о «двух лицах», и, рассматривая единого Христа, состоящего из двух природ, он утверждает, что существует только одно лицо. Используя более позднюю терминологию, разработанную по отношению к единству природ Христа духовным отцом сирийского монофизитства Севиром Антиохийским, можно сказать, что Феодор учил о едином сложном лице Христа, образованном их двух – божественного и человеческого. В момент зачатия Иисуса в утробе Девы Марии то, что составляет в нас нашу человеческую личность, неслитно и нераздельно соединилось с личностью Бога Слово в единую Бого-человеческую личность, конечно, с соблюдением онтологической иерархии, т.е. Бог соединил с Собой человека, а не человек с собой – Бога. Поскольку основным свойством личности является воля, то, согласно Феодору, у Христа единая Бого-человеческая воля.
Переходя к следующему отцу Церкви Востока, Несторию Константинопольскому, следует отметить, что с точки зрения богословского наследия надо отличать раннего Нестория, до Эфесского собора, и позднего, периода ссылки. Ранний Несторий предстает перед нами как последовательный ученик Феодора Мопсуэстийского. Позже, уже в египетском изгнании, Несторий пишет свою знаменитую Апологию, или так называемую «Книгу Гераклида», сохранившуюся на сирийском языке. Здесь экс-патриарх, анализируя свой спор с Кириллом Александрийским, выдвигает новые аргументы и развивает новую терминологию. Прежде всего, для обозначения сложного Бого-человеческого лица Христа Несторий вводит термин «Лицо Единения». Также он применяет термин «ипостась», и вместо формулы Феодора «две природы, одно лицо» предлагает более детальную: «Две природы, две ипостаси, одно лицо, одна воля». Позже эта формула станет официальным вероисповеданием Церкви Востока, а сам Несторий, наряду с Диодором и Феодором, будет признан одним из наиболее авторитетных отцов Церкви.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 22-10, 22:56 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12-10, 11:34
Сообщения: 53
Откуда: Республика Беларусь
А какое мнение преобладает теперь в Церкви Востока об апокатастасисе? Насколько я могу судить, св. Исаак Сирин был его сторонником. Вот статья из "Фомы", где об этом говорится:
http://www.foma.ru/articles/281/
Вот беседа св. Исаака Сирина "Созерцание на тему геенны..":
http://www.krotov.info/history/07/sirin_al/sir_39.html

_________________
православный (Русская Православная Церковь)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 23-10, 14:30 
Не в сети

Зарегистрирован: 19-10, 16:13
Сообщения: 99
Откуда: Киев
Дмитрий писал(а):
А какое мнение преобладает теперь в Церкви Востока об апокатастасисе?
Отношение как к памятнику древней христианской письменности, но не как к части Писания.
Дмитрий писал(а):
Насколько я могу судить, св. Исаак Сирин был его сторонником. Вот статья из "Фомы", где об этом говорится:
http://www.foma.ru/articles/281/
Вот беседа св. Исаака Сирина "Созерцание на тему геенны..":
http://www.krotov.info/history/07/sirin_al/sir_39.html
Исаак прежде всего ссылался на слова Христа о конце света и о геенне. Ссылок на Апокалипсис я у Исаака не встречал. В том числе их нет и здесь http://www.krotov.info/history/07/sirin_al/sir_39.html (посмотрите внизу страницы список цитат).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 23-10, 17:43 
Не в сети

Зарегистрирован: 19-10, 16:13
Сообщения: 99
Откуда: Киев
Дмитрий писал(а):
А какое мнение преобладает теперь в Церкви Востока об апокатастасисе?
Пардон, Дмитрий. Действительно, из-за спешки вместо "апокатастасис" прочел "апокалипсис". Да, действительно, в Церкви Востока есть авторитетное богословское мнение, что адские муки не будут вечными. Это исходит из богословия Феодора Мопсуестийского. Согласно Феодору, все развитие мира, в том числе грехопадение Адама, входило в Божий план. Бог хотел дать человеку более высокое состояние, чем то, что люди имели в момент создания. Для этого человек должен был пройти через падение, чтоб затем, познав, что такое падение, уже добровольно выбрать служение Богу. Одно дело, когда мы созданы бессмертными и сразу помещены в рай, и просто не знаем, что есть не рай, другое дело, когда мы, познав падение, добровольно выбираем Бога. А поскольку Бог для нашего блага допустил грехопадение, то логично, что результат всего этого должен быть действительно лучше того, что был до грехопадения. Однако, когда часть человечества в раю, а часть испытывает вечные мучения, не назовешь "лучшим результатом". Значит, то, что говорится о вечных мучениях - это призыв к покаянию, предупреждение грешникам, что Бог может и так поступить с ними. Но вовсе не значит, что муки действительно будут вечными. Как видите, учение об апокатастасисе в Церкви Востока не имеет ничего общего с оригенизмом и основывается на собственной богословской традиции Церкви Востока. Кроме того, это учение не является догмой, а авторитетным богословским мнением. Правда, в отличие от православия, где учение об апокатастасисе действительно было анафематствовано при Юстиниане, в Церкви Востока нет анафем на это учение, хотя есть осуждение оригенизма (на том самом соборе при католикосе Мар Тиматеосе, который, по словам Лурье, якобы осудил Исаака Сирина, хотя на самом деле Исаак там вообще не упоминался, а осужден был оригенизм).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 23-10, 21:02 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12-10, 11:34
Сообщения: 53
Откуда: Республика Беларусь
Dmitry Kanibolotsky писал(а):
[ Правда, в отличие от православия, где учение об апокатастасисе действительно было анафематствовано при Юстиниане, в Церкви Востока нет анафем на это учение, хотя есть осуждение оригенизма (на том самом соборе при католикосе Мар Тиматеосе, который, по словам Лурье, якобы осудил Исаака Сирина, хотя на самом деле Исаак там вообще не упоминался, а осужден был оригенизм).

При Юстиниане, кажется, тоже был осуждён оригенизм, а не идея апокатастасиса вообще. Надо покопаться в актах собора, да времени нет.

_________________
православный (Русская Православная Церковь)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 24-10, 09:30 
Не в сети
Site Admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01-10, 13:50
Сообщения: 379
Откуда: Иерусалим Армянская Патриархия
Dmitry Kanibolotsky, а Вы принимаете, что Плоть Господа - Бог?
Объясните Ваш ответ :)

_________________
Настоятель монастыря Святых Архангелов Иерусалимской Патриархии ААЦ


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 24-10, 14:09 
Не в сети

Зарегистрирован: 19-10, 16:13
Сообщения: 99
Откуда: Киев
Дмитрий писал(а):
При Юстиниане, кажется, тоже был осуждён оригенизм, а не идея апокатастасиса вообще. Надо покопаться в актах собора, да времени нет.
Оригенизм, и конкретно учение об апокатастасисе, были осуждены не на 5-м соборе, а отдельно. Юстиниан направил письмо пстриарху Мине, где были 10 анафем против разных учений оригенизма. Затем эти анафемы были расширены до 15 и подписаны всеми православными патриархами. Подробности спросите у Олега Мосолова на форуме Кураева, или у hgr (Лурье) в его жж.


Последний раз редактировалось Dmitry Kanibolotsky 24-10, 14:19, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 24-10, 14:18 
Не в сети

Зарегистрирован: 19-10, 16:13
Сообщения: 99
Откуда: Киев
fr-ghevond писал(а):
а Вы принимаете, что Плоть Господа - Бог?
Нет, конечно, плоть Христа - не Бог, а человеческая плоть, такая же, как и у нас. Ведь Христос не только Бог, но Бого-человек, Бог и человек в одной личности. Обладать плотью - свойство человека, а не Бога, Христос обладал плотью по Своему человечеству, а не Божеству. Вспомните диспут в курятнике про воли Христа. Халкидониты утверждают, что (божественная) воля Христа тождественна воле Отца, традиционалисты же - что единая воля Христа не тождественна воле Бога (Отца), а является сложной Бого-человеческой. Так же и здесь, плоть Христа - не плоть Бога, а плоть Бого-человека Христа, Который обладает этой плотью по Своему человечеству, а не по Своему Божеству.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 26-10, 19:55 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12-10, 11:34
Сообщения: 53
Откуда: Республика Беларусь
Скажите, Дмитрий, а "Я" Христа, с точки зрения христологии Церкви Востока, тождественно "Я" Второй Ипостаси Св. Троицы или это отдельное, отличное "Я"?

_________________
православный (Русская Православная Церковь)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 27-10, 19:13 
Не в сети

Зарегистрирован: 19-10, 16:13
Сообщения: 99
Откуда: Киев
Дмитрий писал(а):
Скажите, Дмитрий, а "Я" Христа, с точки зрения христологии Церкви Востока, тождественно "Я" Второй Ипостаси Св. Троицы или это отдельное, отличное "Я"?
Нет, не тождественно. "Я" Христа сложное Бого-человеческое, образованное из "Я" Второй Ипостаси Св. Троицы, и из человеческой составляющей, аналогичной нашим человеческим "Я". Вообще, это главное отличие несторианства от греческого православия. Здесь с нами, "несторианами", солидарны традиционные лютеране, кальвинисты, сирийские яковиты (Сирийская Ортодоксальная Церковь). И, как я понял из сообщений о. Гевонда, верующие ААЦ согласны тоже. Вообще, остальные наши разногласия с перечисленными церквями я считаю мелочами или же некоторыми средневековыми легендами, которые можно либо принимать, либо не принимать по желанию.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 27-10, 20:10 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12-10, 11:34
Сообщения: 53
Откуда: Республика Беларусь
А что такое "я" в Вашем, Дмитрий, понимании? Эпифеномен частной реализации природы или нечто несводимое к природе?

_________________
православный (Русская Православная Церковь)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 29-10, 15:17 
Не в сети

Зарегистрирован: 19-10, 16:13
Сообщения: 99
Откуда: Киев
Дмитрий писал(а):
А что такое "я" в Вашем, Дмитрий, понимании? Эпифеномен частной реализации природы или нечто несводимое к природе?
Философский вопрос :0: . Скорее, ближе ко второму, но не так, чтобы и первое было совсем неверно. "Я" подразумевает наличие ипостаси (частной реализвации природы), нет "я" без ипостасей, так что связь между "я" и ипостасью (частной реализвацией природы) есть. Однако "я" подразумевает некоторую уникальность, к природе несводимую.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 12 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB