Внимание! Форум АГАПЕ-ДИАЛОГ перенесен на адрес http://evangelie.cn/

Христианский межконфессиональный форум отца Гевонда Оганесяна, настоятеля монастыря Святых Архангелов Иерусалимской патриархии ААЦ
Текущее время: 16-05, 06:34

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Учение ААЦ о Плоти Христовой
СообщениеДобавлено: 21-10, 18:00 
Не в сети
Site Admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01-10, 13:50
Сообщения: 379
Откуда: Иерусалим Армянская Патриархия
Вопрос тленности и нетленности в споре Севира и Юлиана рассматривался не как в смысле разложения Плоти (в этом смысле оба были согласны, что Плоть Христа безгрешна и не подлежит разложению), а в смысле того, что Плоть Христа восприняла вольные или же невольные страсти, т.е. насколько были свойственны Христу человеческие страсти, как, например, страх, жажда, голод и другие?

Севир настаивал на том, что Христос все страсти плоти нес вынужденно (невольно, принужденно, по необходимости), во всем похожий на простого человека. В противном случае, ему казалось, что Христос воистину не был бы вочеловечен. Он говорил, что Плоть Христа тленна, как и у всех людей. Для него Плоть Христа была бесславной и несовершенной от Девы до Воскресения, и только после Воскресения Она прославилась и стала нетленной (ср. с Дамаскином: после же воскресения из мертвых Христос устранил от Себя все страсти).

Учение о тленности Плоти Христа было чревато опасностями (замечается явное духовное родство с антиохийской антропологией). С точки зрения Севира становилось не ясно, как может быть, что «плоть Его не видела тления» (Пс.15:10, Деян.2:31), или же как понять слова Господа: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это – Я Сам» (Лук.24:39), т.е. не изменился из тления в нетление, из бесславия в славу, из несовершенства в совершенство?

Об этом свидетельствует и апостол Павел: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же»(Евр.13:8). Если же, как настаивает Севир, Плоть Господа была тленной до воскресения, то значит, апостолы в горнице вкусили не Искупающую грехи и Животворящую Плоть, а несовершенную, бесславную и тленную Плоть. В антропологической защите Севира замечается крайнее стремление приблизить Богочеловека к «простым людям», именно так он и понимал наше единосущие с Христом…

Как и было сказано выше, учение о тленности святыми отцами Армянской Церкви было категорически отвергнуто. По учению Армянской Апостольской Церкви Плоть Христа страдательна и смертна, но ни тленна. Плоть Господа нетленна до Воскресения: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную»(Иоан.6:54). Слово Бог воспринял не первозданную природу Адама, а нашу тленную природу – тленную плоть, грешные душу и дух, и, соединив их с Собою, отделил грех от души и духа, а тление от плоти.
Рост и развитие Плоти Господа свидетельствуют не о тлении, а наоборот, ибо рост и развитие совершенствуют чувственную систему плоти, а вот тление разлагает ее.

Армянские отцы, рассматривая страсти, подразделяли их следующим образом: вольные и невольные, а так же порицаемые (греховные, ведущие к греху) и непорицаемые (безгрешные) страсти. Господь же воспринял вольные и непорицаемые, но не невольные и порицаемые, которые вынужденные, рабские и греховные. Этим не ослабляется совершенство вочеловечения Господа и Его единосущность с нами, ибо разумный человек является человеком с вольными и безгрешными страстями.

И то, что невольно и греховно, действует не естественно, а противоестественно, и является вводным, чуждым самому естеству…
Насколько отцы Армянской Церкви избегали учения Севира о «тленности», настолько и остерегались докетизма (призрачность, мнимость) скрытого в учении Юлиана о «нетленности». И спор армянских отцов был, сколько не с самим Юлианом, а, сколько с крайними последователями его учения.

Во всяком случае, в сочинениях Юлиана нет того, грубого докетизма, о котором часто говорят его противники, обвинявшие его в том, что своим учением о прирожденном «нетлении» Плоти Спасителя он таинство Искупления превращает в некую «фантазию и сонное видение» (отсюда имя «фантазистов»).

Система Юлиана о «нетлении» Плоти Христова связано не с его пониманием Богочеловеческого единства, но с его общими антропологическими предпосылками. Первозданную природу человека Юлиан считает «нетленной», нестрадательной и несмертной, свободной и от так называемых «непорицаемых страстей» (т.е. немощей и «страдательных» состояний вообще).

Грехопадение существенно и наследственно повреждает человеческую природу, она становится немощной, смертной и тленной. В воплощении Бог Слово воспринимает природу первозданного Адама, «бесстрастную» и «нетленную», поэтому и становится Новым Адамом. Поэтому и пострадал и умер Христос не «по необходимости естества», но волею, «ради домостроительства», по изволению Божества, «в порядке чуда».

Однако, страдание и смерть Христа были подлинными и действительными, не «мнением», или «привидением». Но они были свободными, так как это не была смерть «тленного» и «страстного» (страдательного) человека, т.к. в них не было роковой обреченности грехопадения…

Богочеловеческое единство Юлиан представляет себе более тесным, чем Севир. Он отказывался различать «естественные качества» в Богочеловеческом синтезе. В воплощении Слова «нетление» воспринятой Плоти закрепляется настолько тесным единением с Божеством, что в страданиях и смерти оно снималось неким домостроительным попущением Божиим.

Это не нарушало в понимании Юлиана человеческого «единосущия» Спасителя. Но, во всяком случае, он явно преувеличивал «потенциальную ассимилированность» человеческого Божественным в силу самого воплощения. И снова это связано с нечувствием свободы, с пассивным пониманием «обожения».

Во Христе «бесстрастие» и «нетление» он понимал слишком пассивно. Именно этим квиетизмом (минимальностью и пассивностью) и нарушается равновесие в системе Юлиана… Последователи же Юлиана шли еще дальше. Их назвали афтартодокетами (нетленномнителями), или же «фантазистами». Человеческое пассивно преображается.

Иным из последователей Юлиана представлялось, что это преображенное и обоженное в Богочеловеческом единстве человечество уже нельзя назвать «тварным», так возникла секта актиститов (нетварников)…

Эти последователи Юлиана объявились и в Армении. Судя по борьбе, которая Церковь вела с «фантазистами», можно сделать вывод, что пущенные им корни были глубокими. Единение Бога и человека во Христе «фантазисты» преувеличивали на столько, что человеческое погружалось в Божестве и считалось почти уничтоженным. Для них человеческое во Христе является не реальным, а призрачным явлением. Чувствуется очевидное родство с христологическим восприятием Аполлинария и Евтихия (антропологический минимализм). Им казалось, что Христос в действительности не мог жаждать, алкать, страдать… Христос не был воплощен от Девы, а в Деве, и это воплощение для них было некой «маской», с которою и выступало Слово Бог.

С этой ересью боролись многие отцы Церкви, одними из которых были Св. Ованнес Одзнеци Католикос всех армян и Св. вардапет Хосровик. В своем труде «Против докетов», Св. Одзнеци видел источник, из которого исходило неправильное христологическое восприятие докетов. Этот источник был с одной стороны в крайнем постижении формулировки «едина природа», а с другой стороны в крайнем отрицании формулировки «две природы».

Для Св. Одзнеци «едина природа» есть не по отождествлению и смешению человеческой и Божественной природ, не по взаимному исключению или разделению, а по несказуемому и непостяжимому соединению совершенного человечества и совершенного Божества. Говоря «едина» - не нужно исключать одну из них, или же смешивать их, а нужно неизменяемо хранить их целостности, и всегда помнить, что едина «из двух»…

Далее, для Св. Одзнеци Христос, который есть совершенный человек, добровольно принял на Себя человеческие страсти, но не по Божеству, о чем твердили сами докеты. В конце концов, окончательную оценку этим ересям дал Маназкертский Собор в 726г. во главе которого стоял сам Св. Одзнеци и его помощник Св. вардапет Хосровик.

Утверждая 10 анафематизм, в которых чувствуется дух Св. Одзнеци и Св. вардапета Хосровика, этот Собор сделал целостным и довел до окончательного вида систему христологии Армянской Церкви. Эти анафематизмы, помимо осуждения учений Юлиана, Севира и их последователей, осуждали также несторианство и Халкидон.

Христос есть совершенный человек, Его явление людям было не призрачным, от Девы Он воспринял без тления и греха всю целостность человеческой природы: дух, душу и плоть. II-й анафематизмой отрицается всякое антропологическое несовершенство – отвлеченность и повреждение (т.е. присутствие греха и тления).

Христос и после несказуемого домостроительства есть совершенный Бог (единосущный Отцу и Святому Духу) и совершенный человек (единосущный нам - людям), во всем равный нам, кроме греха (IX-я анафематизма).

Воплощенное Слово имеет единую Богочеловечную природу, по несказуемому соединению природ - Божественной и человеческой: нераздельно, неизменно, и несмешанно (IV-я анафематизма).

Един Христос, и не принимаемо во Христе дифференцирование или распределение природ, ипостасей, воль и действий (V-я анафематизма).

Слово Бог восприняло плоть не от бессмертной и нетленной природы первозданного (как говорил Юлиан), а от нашей смертной и грешной природы (III -я анафематизма), но вместе с тем, Плоть Христа нетленна, не по природе, а по несказуемому соединению (VI-я анафематизма).

Таким образом, Плоть Господня по своей природе страдательна и смертна, а по соединению нестрадательна и несмертна (VII-я анафематизма). Христос истинным и свободным образом несет все человеческие страсти, кроме греха (VIII-я анафематизма), и эти страсти Он несет вольно и нетленнообразно, следовательно – естественным, а не противоестественным и невольным образом (X-я анафематизма).

Итак, христология не является системой философских формулировок. Она есть – откровение христологического идеала в среде человеческой. Всякий народ в себе несет свойственный только ему христологический тип Христа, как внутренняя возможность спасения и обожения. И насколько будет чистым и родным апостольскому преданию вероисповедание этого народа, настолько будет и беспорочен его христологический идеал…

иеромонах Гевонд

_________________
Настоятель монастыря Святых Архангелов Иерусалимской Патриархии ААЦ


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 21-10, 18:12 
Не в сети
Site Admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01-10, 13:50
Сообщения: 379
Откуда: Иерусалим Армянская Патриархия
III -я анафематизма: Если кто-либо Не говорит: Слово Бог восприняло плоть от нашей смертной и грешной природы; или же кто-либо говорит: восприняло от бессмертной и нетленной природы первозданного, да будет анафема!

VI-я анафематизма: Если кто-либо НЕ говорит: Плоть Христа нетленна от рождения, которое от Девы, (и нетленна) до вечностей, не по природе, а по несказуемому соединению; или же кто-либо говорит: Плоть Христа до воскресения была тленной, непрославленной и несовершенной, и только после воскресения стала нетленной, прославленной и совершенной, да будет анафема!

VII-я анафематизма: Если кто-либо НЕ говорит: Плоть Господня по своей природе страдательна и смертна, а по соединению нестрадательна и несмертна; или же кто-либо говорит: (Плоть Господня) нестрадательна и несмертна по своей природе; или же кто-либо говорит: (Плоть Господня) страдательна и смертна по несказуемому соединению, да будет анафема!

_________________
Настоятель монастыря Святых Архангелов Иерусалимской Патриархии ААЦ


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 26-10, 12:08 
Не в сети
Site Admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01-10, 13:50
Сообщения: 379
Откуда: Иерусалим Армянская Патриархия
Перевод из книг Св. Татеваци "Златочрев" и "Книги Вопрошений"...

Известно, что Христос умер по Писанию, и смертью, смерть и тление попрал… Но есть некоторые, что тело Господа нашего Иисуса Христа считают тленным.
Поэтому, вначале покажем, что смерть и тление не одно и тоже. А потом на примерах покажем, что плоть Христа нетленна.

И так, одно есть смерть, и другое – тление, и это видно из их действий. Смерть, когда входит внутрь – разделяет душу и тело, это и есть её дело. А тление входит с искажением, и разделенное начинает искажать (изменять), до тех пор, пока всё тело не растворит (разложит) на стихии: «Ибо прах ты, и в прах возвратишься» /Быт. 3:19/.

Как, например – если кто-либо срубит дерево, а другой начнет рассекать и делить, чтобы сжечь; так и смерть, отсекает от жизни, а тление продолжает рассекать. Далее, смерть разделяет личность, а тление растлевает природу…

Можно сказать, что плоть Господа Бога мучима и смертна, но нельзя сказать, что плоть тленна. Ибо Нетленная Плоть от Нетленной Девы, соединенная с Нетленной Сущностью Бога. А, что Нетленна Плоть Христа, есть в нашем «Исповедании веры», которое содержим неизмененным.

• Тление есть рождение греха, а грех есть зло. А Святая Плоть Господа Бога не имела в Себе греха, то это значит, что Она нетленна.

• Грех и тление не есть Божие творение, а есть последствие Адамова греха и искушения сатаны. Поэтому и Господь не дал, чтоб искушения сатаны коснулись бы Его плоти. То значит, что Плоть Господа нетленна.

• Тление действует против Творца, т.к. Он из небытия создает существа, а тление искажает, разрушает существа. А поэтому Нетленна Плоть Христа.

• Тление принадлежит нашим телам, ибо они от семени отца и матери, а Плоть Христа не от семени отца и матери, а от Девственной утробы, и зачато от Нетленной крови Девы.

• Девой и Нетленной, исповедуют Мать Марию православные отцы. И это не по природе Её, а из-за того, что Она родила Слово Бога, воплощенного Нетленной Плотью. То тогда, как Рожденный Плотью от Нетленной Девы, может быть тленным?

• Бог, нетленное тело Адама создал из земли и поставил в Раю, который, согрешив, стал тленным. Тогда Вы, зачем говорите, что Нетленное Слово Бог соединило с Собою тленную природу Адама, и родилось с нетленной плотью?

• Манна в пустыне была примером Нетленной Плоти Спасителя, и по сей день остается нетленной в золотом сосуде, то это значит, что Истинная Плоть Христа в Девственной утробе Богородицы, была Нетленной.

• Таинственная Святая Плоть, Которая была роздана в горнице, была Нетленной и Животворящей: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» /Иоан.6:54/, то это значит, что ещё до Креста, Плоть Христа была Нетленной.

• Все Святые православные учителя, как Ефрем, Златоуст, Кирилл, Афанасий – писали и исповедовали Святую Плоть – Нетленной, и заканчивали анафемой: «И если, после несказуемого соединения, кто будет говорить – Тленная, Святой Нетленной Плоти, - тому анафема», то значит – Нетленна Плоть Христа.

• Как Давид говорил и Апостол Пётр подтвердил: «и не дашь Святому Твоему увидеть тление» / Деян.2:27/, то значит, что Нетленна Святая Плоть.

• Известно, что когда говорится «тленное» – показывает, что в будущем будет растлено; как, говоря «смертно и мучимо» - вот мучилось и умерло. И вот, до Креста – Нетленна, и на Кресте, и в гробе так же Нетленна, как и мы исповедуем. А Вы говорите, что после воскресения изменилась в Нетление. И видно, что когда Вы говорите – «Тленна», то говорите ложь.

Вот мы кротко показали, Что Плоть Господа – «Нетленна», а сейчас посмотрим, почему некоторые говорят – «Тленна», и какие доводы приводят?

• Они говорят, что если Плоть Господа Нетленна, то значит несмертна и немучима. А если мучима и смертна, то и тленна.
Скажем, что тленна и смертна не одно и тоже, т.к. одно есть смерть, другое – тление, как и было, сказано выше.

И так, мучения и смерть, Он воспринял добровольно, а тление не воспринял – ни волей и ни по принуждению. Поэтому можно сказать, что Плоть мучима и смертна – ради нас, но нетленна и безгрешна.

• Далее, говорят, что если Плоть нетленна, то значит и несовершенна. На счет этого скажем, что если тленность делает совершенным, а нетленность – несовершенным, то значит, что Адам до согрешения своего был несовершенным, т.к. был нетленным плотью. А после греха стал тленным и совершенным, то выходит, что будто бы тленность делает человека совершенным.

И как Вы говорите, что лишь после Креста, Плоть Господа изменилась из тленности, то значит, до Креста была совершенной, т.к. была тленной. И после Креста стала несовершенной, т.к. стала нетленной. То, по-вашему выходит, что сейчас и вечно Господь несовершенен, т.к. имеет Нетленную Плоть.

• Говорят, что наша плоть тленна, и если Христос воспринял Нетленную Плоть, то не соделал нам спасение, а только соделал спасение первой природе Адама, которой в Раю был нетленным.
Скажем, что Слово Бог взял нашу тленную плоть, греховную душу, дух, и нашим же соделал нам спасение. Но, соединив, с Собою – отделил грехи от души и тление от плоти. Как огонь, соединяясь с золотом, отделяет от него примеси. И Вочеловеченный Бог родился от Девы с безгрешной Душою и с Нетленною Плотью.

• Говорят, что раз питался молоком и вкушал пищу, то это есть часть тления.
Скажем, что питаться, это ни есть часть тления, т.к. известно, что Адам ещё до своего падения, питался в Раю, и не был тленным, а нетленным. Так же и Христос, питался в Нетленной Плоти. Но кто скажет, что Адам еще в Раю был тленным, то скажем, что тление в природу вошло только лишь после падения Адама. И если Адам в безгрешности был тленным, то значит, что он до падения, уже был осужден на тление.

То как тленное, осуждает нетленность? Скажем еще, что если пища есть часть тления, то, что скажите на то, что когда Господь вкушал с Авраамом, или после воскресения, Он же в Нетленной Плоти вкушал со Своими учениками? Это показывает, что Господь в Нетленной Плоти - вкушал еще до Креста.

• Говорят, что раны и кровь, есть признак тления. (см. у Дамаскина.)
Скажем, что если раны и кровь признак тления, то Господь эти раны показал и после воскресения. А так же при кончине мира покажет все раны: «Воззрят на Того, Которого пронзили» /Зах.12:10/. Но если продолжать говорить, так как и Вы, что будто бы пища, кровь, раны и смерть – есть тление, то спасение мира совершилось ими, т.е. тление спасло нас. Значит, этим не только отрекаетесь от Господа, но и готовите себе быструю погибель…

Далее.....

... по воскресении в человеке исчезнут те семь недостатков, которые он имел до своей смерти. Но во Христе они исчезли не после воскресения, как думают некоторые, а во время самого Зачатия, когда Слово посредством Духа стало плотью, которая была обожествлена в утробе Девы Марии.

И поэтому, 1. невежество, 2. забывчивость и 3. печаль сразу же исчезли. И известно, что во Христе не было печали, ибо само Его рождение принесло радость: «я возвещаю великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь»(Лук.2:10). А что не имел невежества и забывчивости видно из следующих Его слов: «Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть»(Матф.11:27).

Тоже скажем и о Его Плоти. Свою 4. проницаемость Он показал, когда родился из девственной утробы, ибо не нарушилось девство Его Матери. 5. Преображение показал на горе Фавор, когда Его Лик воссиял сильнее самого солнца. 6. Легкость показал, когда шел по морю и по воздуху: «повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, прошед посреди них, удалился»(Лук.4:29,30). А 7. немучимость показал в горнице, когда ученикам роздал Свою Нетленную Плоть и Кровь.

А тогда, что же означает прославление Его Плоти после воскресения?
Смысл этого двоякий.
1.- как говорят несториане и другие еретики, что от Девы родился всего лишь человек, и во время крещения, который был помазан Святым Духом, а после воскресения, Слово вселилось в помазанную плоть, и обожествила ее.
2.- как говорим мы, ибо прославление плоти – это ее обожествление, которое произошло во время самого Зачатия, а не после крещения или же воскресения. И родился от Девы Еммануил, т.е. Бог вочеловеченный: «и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог»(Матф.1:23), а так же: «ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь»(Лук.2:10).

Его Божественность была сокрыта до крещения, о Которой засвидетельствовал Отец, а Дух Святой сошел на Христа: «Дух Божий, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение»(Матф.3:16,17). После, проповедовал верующим и для них творил чудеса, и до Креста и воскресения для врагов и для неверующих был сокрыт, чтобы не знали Его.

А вот когда после воскресения, когда завершил домостроительство нашего спасения, явил Свою Божественность, сокрытую во Плоти и таким образом с прославленной Плотью явился ученикам, как на горе Фавор. А тем, кто засомневался сказал: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам, осяжите Меня и рассмотрите»(Лук.24:39), т.е. Я Тот же – не изменился, ибо как и было сказано, что изменению подлежат только наши тела и души.

Но во Христе, после несказуемого соединения, не было и не произошло никакого изменения, и во веки вечных не будет – ни словом, ни душою и ни плотью, ибо «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же»(Евр.13:8). Вчера, т.е. в прошлом, сегодня - в настоящем, и во веки - будущей жизни. Об этом также говорит и пророк: «Ты тот же, и лета Твои не кончатся»(Евр.1:12).

Об этом было сказано и святыми отцами Церкви на Никейском Вселенском Соборе: «Говорящих же, что было бытия, когда не было Сына, что Он не существовал до рождения и произошел из не, или утверждающих, что Сын Божий имеет бытие от иного существа или сущности и что Он подлежит превращению или изменяем, - таковых Кафолическая и Апостольская Церковь предает анафеме».

Храни Вас Господь!!!

_________________
Настоятель монастыря Святых Архангелов Иерусалимской Патриархии ААЦ


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 04-11, 19:22 
Не в сети

Зарегистрирован: 19-10, 16:13
Сообщения: 99
Откуда: Киев
fr-ghevond писал(а):
III -я анафематизма: Если кто-либо Не говорит: Слово Бог восприняло плоть от нашей смертной и грешной природы; или же кто-либо говорит: восприняло от бессмертной и нетленной природы первозданного, да будет анафема!
Спасибо за выписки, fr-ghevond! Особенно эта цитата мне понравилась :) . А то я уж было начал думать, что ААЦ считает человечество Христа воспринятым в состоянии до грехопордения. Также после прочтения цитат сложилось впечатление, что под словом "тленная" Севир и отцы ААЦ понимали разные вещи. Для Севира "тленность" - это "безгрешные страсти", для ААЦ - "грешные", или "порицаемые".


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB