Kyria писал(а):
Пожалуйста, Дмитрий, проверьте. И еще проверьте следующее свидетельство (я его нашла два дня назад в книге Каланкатуаци, когда отвечала в другой ветке):
ГЛАВА XLVI
ВОПРОШЕНИЕ ДАВИДОМ, ЕПИСКОПОМ МЕЦ КОЛМАНКА ИОhАННА МАЙРАГОМЕЦИ ОБ ИКОНАХ И ФРЕСКАХ
Действительно, описано антигреческое иконоборческое движение в ААЦ, в защиту древних традиций против греческих влияний. Победила в итоге в Армении, конечно, другая, более про-греческая партия, и с этим я не спорю.
Kyria писал(а):
Есть и другие факты, доказывающие, что в Армянской Церкви были иконы, даже в 5-ом веке (например, об образе св. Богородицы, который хранился в монастыре hОгеац и о котором пишет св. Мовсес Хоренаци в послании к князью Сааку Арцруни).
Древнейшие иконы в РПЦ, которые предания приписывают евангелисту Луке, являются иконами византийского письма 11-12 вв.
Kyria писал(а):
Но что касается слова Вертанэся Кертога, то те ученые, которые занимались этим вопросом или писали об этом произведении (а это почти все те ученые, которые занимались армянским изобразительным исскуством + ученый, который издал это произведение вместе с его переводом на новоарм. язык), никак не усомнились в его подлинности.
Христианские изображения в древности встречались, но они не несли богослужебной функции, им не поклонялись, а они служили чем-то более близким к современным картинам: для назидания и напоминания.
Kyria писал(а):
Ой Дмитрий, Вы неисправимы. А может сам Несторий был кем-то иным (найдите какой-то новый термин), а не его предшественники - "несторянами" или каждый, кто учил "о единой сложной Бого-человеческой личности".
Термин "несторианство" не я придумал. И согласен, что термин не совсем удачный. Но поскольку он сейчас общепризнанный, я его использую. В смысле "антиохийская и восточно-сирийская церковная традиция". А в этом смысле "несторианство" гораздо старше самого Нестория.
Kyria писал(а):
И потом, есть ли у Вас подтверждения тому, что св. Иаков именно так учил, или св. Маруфа, к примеру?
Не "точно так же", а принадлежал к той же самой богословской школе.
Kyria писал(а):
А то, по-Вашему, так получается, что каждый сириец (кстати, св. Иаков родом не сириец)
"Яков Низибинский, по армянским преданиям, был близким родственником Григория, Просветителя Армении. Он присутствовал на первом вселенском Никейском соборе в 325 году. О его святости нам сообщает, между прочим, Фауст Византийский, арм. пис. IV века (см. его Ист. кн. III, гл. X, СПБ. и V. Langlois, Collection des historiens anciens et modernes de l'Armenie, Paris 1867). В настоящее время с появлением в печати «Краткого очерка Сирийской Литературы Райта», в русском переводе Тураевой (СПБ. 1903), выяснилось, что Яков Низибинский - сирийский святой и не состоит в родстве с просветителем Армении, Григорием. Упоминание же о нем у армянских писателей доказывает только сильное влияние сирийской литературы на армянскую, влияние, сменившееся в V, VI, VII и т. д. веках греческим". Х. Кучук-Иоаннесов. Прим. 7 к Письму императора Иоанна Цимисхия к армянскому царю Ашоту III.
http://www.vostlit.info/Texts/rus3/Matf ... tml?id=920 .
Kyria писал(а):
уже "несторянин".
Да нет, конечно, не все сирийцы были несторианами, были и еретики среди сирийцев. Бар-Саудайли, например, отождествлявший Бога и тварный мир.