Внимание! Форум АГАПЕ-ДИАЛОГ перенесен на адрес http://evangelie.cn/

Христианский межконфессиональный форум отца Гевонда Оганесяна, настоятеля монастыря Святых Архангелов Иерусалимской патриархии ААЦ
Текущее время: 19-05, 17:16

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Лютеранская христология
СообщениеДобавлено: 17-11, 20:31 
Не в сети

Зарегистрирован: 19-10, 16:13
Сообщения: 99
Откуда: Киев
Христос - Бог. Но не только Бог, а как писал доктор Мартин Лютер в книге "Свобода христианина": "Христос - Бог и человек в одной личности" (пер. К Комарова. Цит. по: Мартин Лютер. Избранные произведения, СПб, "Андреев и согласие", 1994, ст. 32). А вот еретик Аполлинарий отверг "и человек в одной личности". Вслед за Аполлинарием это отвергли позднейшие греческие отцы, такие как Леонтий Иерусалимский, император Юстиниан, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, и некоторые латинские отцы, такие как Фома Аквинский. Древнее исповедание Бого-человеческой личности Христа сохранялось, с одной стороны, в Древних Восточных Церквях, таких как Ассирийская Церковь Востока ("несторианство"), Сирийская Отодоксальная Церковь ("миафизиты", "яковиты"), Индийская Маланкарская Ортодоксальная Церковь (индийские "яковиты"), Эфиопская Ортодоксальная Церковь, Армянская Апостольская Церковь (тоже "миафизиты"). С другой стороны, это исповедание сохранялось и на Западе, но не как основной поток (мейнстрим), а как несколько оппозиционное официальной позиции богословие, как богословие, верное традиции Амвросия, Августина, пап Льва Великого и Гонория, вопреки еретичествующим влияниям Византии. И эта апостольская традиция на Западе никогда и не угасала, она проявилась в Аквилейском Патриархате (у противников т.н. "Пятого вселенского собора" императора Юстиниана), в Каролингском Возрождении, у испанских и французских "адопциан", у Абеляра и его богословской школы, более или менее - во францисканской богословской традиции (Бонавентура, Иоанн ля-Рошельский, Дунс Скот, Оккам). Дело в том, что до злополучного Тридентского собора Западная Церковь была менее тоталитарной, менее централизированной, чем византийская, в ней могли существовать разные богословские направления, школы. И среди этих школ были как вполне традиционные и апостольские, так и новодельные, испытавшие влияние византийской схоластики. Реформация же разделила эти школы в Западном христиантве. Богословские традиционалисты приняли Реформацию (собственно, они и стояли во главе Реформации), а исказители Предания остались папистами и собрали свой Тридентский собор, на котором закрепили новшества о пресуществлении, семи таинствах, частных мессах, чистилище, индульгенциях, полном равенстве Писания и Предания, власти пап, духовном "превосходстве" духовенства над мирянами и т.п. Позже добавили "догмы" о безошибочности пап в вопросах веры и благочестия и о непорочном зачатии Марии. Так что Лютеранская традиция на самом деле гораздо древнее "католической", лютеранская традиция - прямое продолжение древней апостольской латинской традиции, никогда на Западе и не угасавшей. Католицизм же как самостоятельное направление со своей особой догматикой и практикой был сформирован только на Тридентском соборе, т.е. уже после Реформации.
Вот как излагает учение о Бого-человеческой личности Христа "Формула Согласия", официальный вероисповедный документ Евангелическо-Лютеранской Церкви:
"артикул 8:

1. Мы веруем, учим и исповедуем, что божественная и человеческая природы во Христе личностно объединены так, что не существует двух Иисусов Христов, один из которых - Сын Божий, а вторй - Сын человеческий; но что один и тот же Христос является Сыном Божьим и Сыном человеческим.
2. Мы веруем, учим и исповедуем, что божественная и человеческая природы не слиты в одну сущность [субстанцию], и что ни одна из этих природ не изменяется в другую, но что каждая сохраняет свои особенные свойства, которые никогда не становятся [не могут стать] свойствами другой природы.
3. Свойства божественной природы это: всемогущество, вечность, бесконечность, согласно свойствам своей природы и по природной сущности - самодостаточность, вездесущность, всеведение и т.д. Все это никогда не может быть свойственно человеческой природе.
4. Человеческой природе свойственно: быть телесным творением, быть плотью и кровью, быть конечным и ограниченным, страдать, умирать, возноситься и нисходить, перемещаться в пространстве, испытывать голод, жажду, холод и тому подобное. Все это никогда не может быть свойственно божественной природе.
5. Поскольку две эти природы объединены личностно, мы веруем, учим и исповедуем, что это единение не является такой копуляцией и сочленением, при которой ни одна из природ не имеет ничего общего с другой личностно, т.е. по причине личностного единения - как две доски, склеенные вместе, когда ни одна из них не дает ничего другой и не принимает от другой ничего. Но здесь имеет место высшее единение, которое Бог воистину имеет с человеческой природой, и от которого [единения] происходит высшая и невыразимая словами общность, изобилующая всем человеческим, что говорится и что веруется относительно Бога, и всем божественным, что говорится и во что веруется относительно человека Христа - древние учителя церкви объясняли это единение и общность природ, приводя в качестве иллюстрации металл, раскаленный огнем добела, а также единение души и тела человека.
6. Следовательно, мы веруем, учим и исповедуем, что Бог есть человек и человек есть Бог, что не могло бы быть, если бы божественная и человеческая природы не имели на деле и воистину абсолютно никакого единения друг с другом.
Ибо как мог бы человек, сын Марии, воистину называться и быть Богом или Сыном Всевышнего Бога, если бы его человечность не была личностно объединена с Сыном Божьим, и Он, таким образом, realiter, то есть на деле и воистину, не имел бы ничего общего с Ним, кроме имени Божьего?
8. Следовательно, мы также веруем, учим и исповедуем, что Тот, кто пострадал, умер, был погребен, сошел в ад, воскрес из мертвых, вознесся на небеса и восстал к величию и всемогущей власти Божьей за нас, был не просто человеком, но человеком, человеческая природа которого имеет настолько близкое, невыразимое словами единство и общность с природой Сына Божьего, что составляет единую с Ним личность.
10. Следовательно, мы веруем, учим и исповедуем, что Сын Человеческий realiter, то есть на деле и воистину, вознесся в Своей человеческой природе одесную всемогущего величия и власти Божьей, потому что Он [сей человек] был воспринят в Бога, будучи зачатым от Духа Святого во чреве Своей Матери, и Его человеческая природа была личностно оъединена с Сыном Всевышнего.
11. Это величие Он [Христос] имел всегда, согласно личностному единению..."

_________________
Ассирийская Церковь Востока


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB