Так свое мнение по данному вопросу я выскажу "устами" католикоса Гарегина I-ого! Прошу обратить внемание в частности на ответ третьего вопроса.
Его спросили вот что.
«Вне Католической Церкви нет спасения», — говорится в католическом катехизисе начала века. «Вне нашей Церкви нет спасения» — повторяют сегодня многие православные. Зависит ли вечное спасение от того, к какой Церкви при¬надлежит человек?
Я думаю, вопрос в том, что мы понимаем под «спасением». Если мы называем нашего Учителя Иисуса Христа Спасителем, это означает, что Он свободно и безвозмездно дарует спасение всем, кого удостаивает Своего дара. Вспомним благоразумного разбойника, распятого рядом с Иисусом, который понял, что Иисус обвинен несправедливо, и просил Его: «Помяни меня, Господи, когда при-идешь в Царствие Твое!» Он признал в личности Христа Божественное присутствие, и Иисус, обратившись к нему, ответил: «Ныне же будешь со Мною в раю». Это говорит нам о том, что спасение — Божественное действие, а податель спасения — Сам Спаситель.
Между тем, выражение «вне Церкви нет спасения» имеет определенный смысл и, несомненно, очень важный, если рассматривать Церковь не в узком смысле, относя ее к той или иной конфессии, а как Мистическое Тело Христово. Это выражение означает, что, так сказать, «обычный» путь спасения лежит через Церковь, основанную Самим Христом именно для спасения мира. Но Господь трансцен¬дентен Своему творению: Он Всемогущий Бог и Бесконечная Любовь, Он остается над Церковью, не ограничивая спасение оградой Церкви. Таким образом, спасение, будучи призванием, миссией и функцией Церкви, никак не является ее исключительной прерогативой. Мы не должны ограничивать Бога или заменять Его в определении кри¬териев и условий спасения. Милость Божия преизбыточествует, она может коснуться и тех людей, которые находятся вне существующих Церквей.
Вам известны слова апостола Павла: «Если устами твои¬ми будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем тво¬им веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спа¬сешься» (Рим 10,9). Верить, что Бог воскресил Иисуса из мертвых, означает веру в Воскресение. Вот критерий спасения, связанный с верой, а значит и с Церковью как Мис¬тическим Телом Христа, но не с той или иной христиан¬ской традицией, ибо исповедание веры, что Иисус есть Господь и что Бог Его воскресил, является общим для всех христиан.
Без веры в Воскресение не было бы Церкви; Церковь ро¬дилась из этой веры, Церковь же была и первым очагом ее зарождения. Но и вера, в свою очередь, нуждается в Церкви, так как и я уже говорил об этом много раз — вера христианская не есть некое абстрактное учение, но жизнь, которая должна воплотиться в общине, в Церкви. И в этом смысле можно действительно утверждать: «Вне Церкви нет спасения».
Возможно, такое исповедание веры в Воскресение было у упомянутого Вами благоразумного разбойника, так как он признал, что Иисус войдет в Свое Царство.
Несомненно. Возможно, его вера была только интуитивной, но он абсолютно точно почувствовал, что этот чело¬век, распятый рядом с ним, и есть Спаситель.
Я бы хотел вспомнить здесь одного армянского богосло¬ва, жившего в V в., который сказал: «Каждый солдат, отдавший свою жизнь за веру, являл собой Церковь».
А что вы думаете о позиции христиан, которые убеждены, что вне той конфессии, к которой они принадлежат, нет спасения?
Им ничего не остается, как ждать Второго Пришествия... Я не одобряю такой узкий и, как мне кажется, эгоцентрический догматизм. Я думаю, что каждый из нас может указать другим путь спасения, который предлагает его Церковь, но невозможно исключить того, что Бог способен призвать человека там, где Он хочет, и как Он хочет. Иначе мы имеем дело с духовным высокомерием людей, которые стремятся стать учителями и судьями своих близких, а не их слугами, то есть они сами хотят занять место Высшего Судьи. Я никогда не одобрял позицию людей, уверенных в том, что они спасутся; Бог — Господин спасения, и эта абсолютная истина не должна под¬вергаться сомнению.
_________________ Армянская Апостольская Церковь
|