Внимание! Форум АГАПЕ-ДИАЛОГ перенесен на адрес http://evangelie.cn/

Христианский межконфессиональный форум отца Гевонда Оганесяна, настоятеля монастыря Святых Архангелов Иерусалимской патриархии ААЦ
Текущее время: 21-05, 15:12

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 8 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 24-11, 07:21 
Не в сети

Зарегистрирован: 19-11, 18:26
Сообщения: 6
Откуда: Россия, Краснодар
Св. Григорий, исторический основатель Армянской Церкви, будучи одним из вселенских святых, всегда почитался на Руси.

... В 1486 году Великая княгиня Рязанская Анна Васильевна подарила церкви Успенье Святой Богородицы воздух - покрывало для церковных сосудов с Причастием.
Большое церковное покрывало было шито разными шелками и золотом с изображением тайной вечери. Надпись на покрывале сообщала, что работа по изготовлению этого воздуха была окончена «в лето 94 Сентембрия 30 дня на память Святого Священномученика Григория Великаго Армении».
… Более четырех веков в центре Москвы стоит знаменитый Покровский собор, построенный по велению Ивана Грозного в честь победы над Казанью. Один из приделов храма посвящен Григорию Великия Армения.
… В конце 18 века в состав Черноморской эскадры адмирала Ушакова вошел новый корабль «Григорий Великой Армении».

Эти факты говорят о том, что в течение многих лет русской истории никто не скрывал того факта, что святой Григорий был епископом Великой Армении.
Но вот в последние годы в ряде материалов, в которых упоминается имя св. Григория, как правило, умалчивается тот факт, что святой Григорий был епископом Великой Армении. Признаюсь – причины умалчивания этого общеизвестного факта для меня так и остались непонятными.
Меня как-то заинтересовал вопрос: как день 13 октября - день памяти св. Григория, прозванного Просветителем Армении, первого епископа Великой Армении, отмечается в христианских храмах Азербайджана, государства, на территории которого термин «Великая Армения» относиться к числу запрещенных?
Этот вопрос я задал на форуме ДайАза и получил весьма оригинальный, на мой взгляд, ответ одного из потомков православных:

«Отвечу Вам, как прихожанин одного из храмов (Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии). Церковь каждый день вспоминает какого-либо святого, в некоторые дни даже нескольких. 13 октября мы вспоминаем св. Феофила Антиохийского и св. Григория Просветителя Армении. Эпитета "Великой" мы не употребляем, но не из-за политкорректности, а просто из неуместности. Григорий свят потому что озарил Армению светом Христовой веры, а не потому, что он был епископом именно там…»

Что же получается: многие представители РПЦ, вспоминая св. Григория, считали «уместным» напоминать о том, что он был епископом Великой Армении, а вот некоторые нынешние потомки православных придерживаются совершенно иной точки зрения и считают неуместным говорить о том, что св. Григорий был епископом Великой Армении?

_________________
ААЦ


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 24-11, 23:37 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17-11, 13:31
Сообщения: 110
Откуда: Москва
Уважаемый Harib, могу Вас обрадовать, русские древлеправославные християне (старообрядцы) празднуют 13 октября "Св.свщмч.Григория, еп.Великия Армении (ок.355) " см. старообрядческий церковный календарь 7516/2008 стр.70. Нам, старообрядцам, РПЦ не указ ни в чём. Было в древних книгах, про Великую Армению, значит и у нас про Великую Армению в целости и сохранности без изменений. И не надо нам ничего придумывать и изворачиваться оправдывая свою политкорректность.
А их, положение-с, обязывает-с.

_________________
Русская Православная Старообрядческая Церковь. Выражаю только своё собственное мнение.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 25-11, 07:52 
Не в сети

Зарегистрирован: 19-11, 18:26
Сообщения: 6
Откуда: Россия, Краснодар
Анализируя точку зрения простого прихожанина, думается, уместно вспомнить русскую пословицу: «Каков поп, таков и приход».
Темой для своей диссертации на соискание ученой степени кандидата богословия иеромонах Алексий (Никоноров), уроженец Баку, выбрал историю христианства в Кавказской Албании, государства, которое находилась на территории Закавказья, занимая часть территории нынешнего Азербайджана и территорию Южного Дагестана.
Даже на основании материалов работы иеромонаха Алексия можно сделать вывод: хотя, согласно традиции, история Албанской Церкви уходит в апостольские времена, историческим основателем Албанской Церкви является Григорий Просветитель.
Если первый христианский храм на территории Кавказской Албании был построен еще апостолом Елисеем, то другие храмы заложили соответственно св. Григорий Просветитель и его внук Григорис, рукоположенный епископом по настоянию албанского царя. Эти факты и стали причиной того, что Армянская Церковь считала себя по отношению к Албанской Церкви старшей. В течение многих лет Албанская Церковь, без всякого давления со стороны Армянской Церкви находилась под идейным влиянием соседней Армянской Церкви.
Однако, в своей диссертации иеромонах Алексий, освещая жизнь св. Григория Армянского позволил себе сделать не только спорные, но и ошибочнее выводы.
Св. Григорий считал Армению уделом Апостола Фаддея, а в тех странах, где проповедовал Божие слово Апостол Фаддей, в начале 4 века епископская кафедра существовала только в Кессарии. Именно по этому св. Григорий принял посвящение от епископа кессарийского. Потом при содействии царя св. Григорий построил Эчмиадзинский монастырь, в котором основал свой престол.
А иеромонах Алексий утверждает, что св. Григорий получал рукоположение в Кессарии, потому что Армения находилась в зависимости от Византии и противопоставляет ему главу Албанской Церкви, который получал рукоположение в Иерусалиме. Бакинский богослов, думается, должен был понимать, что каноническая зависимость Армянской церкви от Кесарийской кафедры не является основанием для вывода азербайджанских историков о том, что статус Албанской церкви был выше статуса Армянской церкви.
Кроме того, в своей диссертации иеромонах умолчал о том, что престол армянского первосвященника изначально находился в Эчмиадзине, причем, именно по инициативе св. Григория. Из диссертации иеромонаха можно сделать вывод, что только в 15 веке престол армянского католикоса переносится в Эчмиадзин.
Умолчал иеромонах Алексий в своей диссертации и о том, что св. Григорий был епископом Великой Армении. Если учесть, что термин «Великая Армения» азербайджанская историография относит к числу запрещенных терминов, то это умалчивание иеромонаха дает повод для определенных размышлений…
Признаюсь, меня озадачили и другие выводы иеромонаха.
Нельзя отрицать, что распространение ислама в Албании существенно сузилась деятельности Албанской Церкви. «Однако - как отмечает автор диссертации - особую роль в ущемлении прав и самостоятельности Албанской Церкви сыграла Армянская Церковь. Армянская церковь, по мнению иеромонаха, начала процесс григорианизации и арменизации албанского населения.
Мне трудно понять, насколько допустимы в богословской диссертации тезисы о «григорианизации и арменизации» - судя по диссертации, бакинский богослов рассматривает «григорианство» как некую форму «арменской» ереси…
Иеромонах Алексий объявляет Армянскую церковь главным виновником уничтожения всех литературных памятников албанов. Он, видимо, считает, что хазары, которые неоднократно вторгались в Южный Кавказ, весьма бережно относились к христианской литературе Албании. Он, видимо, считает, что те албаны, которые позабыли веру предков и приняли ислам, весьма бережно относились к христианской литературе Албании и ничего не уничтожали. И, конечно, турки-огузы, предки нынешних азербайджанцев, которые появились после арабов, в 11 веке, по мнению автора диссертации, тоже весьма бережно отнеслись к христианской литературе Албании и тоже ничего не уничтожили…

_________________
ААЦ


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 25-11, 09:51 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21-11, 19:33
Сообщения: 48
Откуда: Россия, г. Оренбург
Привожу выдержку из церковного календаря РПЦ на 13 октября 2007 г.:
"13 октября 2007 года от Р.Х. по новому стилю

Суббота 20-ой седмицы по Пятидесятнице. Глас 2-й.

ш Сщмч. Григория еп., просветителя Великой Армении (ок. 335).
c Прп. Григория Пельшемского, Вологодского чудотворца (1442).
c Свт. Михаила, первого митр. Киевского (992).

· Мцц. Рипсимии, Гаиании и с ними 35-ти святых дев (начало IV)."


Буква "ш" свидетельствует, что в честь Григория Просветителя в этот ведь ведётся празничная шестиричная служба (пояснить, что такое "шестиричная служба" я вам не смогу, ввиду убогости моего просвещения).
Как видите, используется название "Великая Армения". Кстати, в нашем Никольском кафедральном соборе хранится частица мощей священномученика Григория епископа, просветителя Великой Армении.

_________________
Приход храма Казанской иконы Божией Матери Оренбургской епархии РПЦ (МП)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 25-11, 13:13 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17-11, 13:31
Сообщения: 110
Откуда: Москва
Георгий Житинский
примите мои извинения за
Дионисий писал(а):
И не надо нам ничего придумывать и изворачиваться оправдывая свою политкорректность.
А их, положение-с, обязывает-с.
я был не прав. ::

_________________
Русская Православная Старообрядческая Церковь. Выражаю только своё собственное мнение.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 25-11, 13:15 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21-11, 19:33
Сообщения: 48
Откуда: Россия, г. Оренбург
Дионисий писал(а):
примите мои извинения

Да бросьте извиняться. Я не серчаю. :)

_________________
Приход храма Казанской иконы Божией Матери Оренбургской епархии РПЦ (МП)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 25-11, 16:23 
Не в сети

Зарегистрирован: 19-11, 18:26
Сообщения: 6
Откуда: Россия, Краснодар
Мне прекрасно известно, что в церковном календаре РПЦ в день 13 октября отмечается память Сщмч. Григория еп., просветителя Великой Армении..
Однако этот факт не мешает некоторым потомкам православных на Кубани, в Ставропольском крае и в Азербайджане, вспоминая св. Григория, скрывать, что св. Григорий был епископом Великой Армении.
Я еще могу понять бакинского богослова, который, корректирует историю согласно рекомендациям бакинского кесаря. Мне труднее понять, зачем ставропольским богословам из Ставропольской духовной семинарии корректировать историю, руководствуясь рекомендациям бакинского кесаря?

Как утверждали в течение многих лет различные энциклопедические справочники, Мхитар Гош - это армянский мыслитель, литературный и общественный деятель, автор более десяти трудов, среди которых большую ценность представляют "Басни" и первый армянский судебник - один из ранних провозвестников армянского Возрождения.
Видимо не случайно, учитывая этот факт истории, в Армении с июля 1993 года действует закон “О медали Мхитара Гоша”. Согласно этого Закона, медаль имени Мхитара Гоша присуждается за выдающуюся государственную общественно-политическую деятельность, а также за значительные заслуги в областях дипломатии, юриспруденции, политики.
Но вот недавно мне встретилась иная точка зрения. На интернет-сайте встретил статью «Христианство в Кавказской Албании». Богословы из Ставропольской духовной семинарии, работая над этой темой, дали интересную ссылку:
9. "Албанская хроника" албанского историка Мхитара Гоша (XIII в.)

Позвольте заметить, что, назвав, армянского мыслителя Мхитара Гоша албанским историком, ставропольские богословы вышли за рамки богословских споров и затронули вопросы истории. Но назвать армянского мыслителя Мхитара Гоша албанским историком, можно только на основе последних достижений азербайджанской историографии. В позиции ставропольских богословов явно проглядывается влияние школы академика Зия Буниятова. Как известно, этот ученый муж превратил албанскую тему в ту дубину, которой вшибал из истории Кавказа малейшее упоминание об армянах.
Хотелось бы понять, как объяснят своим чадам богословы из Ставропольской духовной семинарии тот факт, что в Армении учреждена медаль Мхитара Гоша? Как говориться, ошибка - ошибке рознь. Одно дело, когда человек просто ошибается и совершенно иное дело, когда нелепая ошибка возводиться в ранг учебного пособия. По сообщениям СМИ в 2006 году Ставропольскую духовную семинарию окончили 82 человека – 82 человека вышли из стен семинарии с искаженными знаниями в вопросах истории Армянской церкви…
Итак, хотелось бы понять: зачем?
Зачем богословам из Ставропольской духовной семинарии потребовалось в своем учебном пособии искажать историю и бросать в адрес ближайшей сестры РПЦ абсурдные обвинения?

_________________
ААЦ


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 25-11, 16:28 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21-11, 19:33
Сообщения: 48
Откуда: Россия, г. Оренбург
Harib писал(а):
Однако этот факт не мешает некоторым потомкам православных на Кубани, в Ставропольском крае и в Азербайджане, вспоминая св. Григория, скрывать, что св. Григорий был епископом Великой Армении.
...
Зачем богословам из Ставропольской духовной семинарии потребовалось в своем учебном пособии искажать историю и бросать в адрес ближайшей сестры РПЦ абсурдные обвинения?

Удивлённо развожу руками... Меня самого весьма удивляют приведённые Вами факты... Ясно, что кто-то "наверху" - армянофоб...

_________________
Приход храма Казанской иконы Божией Матери Оренбургской епархии РПЦ (МП)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 8 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB