Анализируя точку зрения простого прихожанина, думается, уместно вспомнить русскую пословицу: «Каков поп, таков и приход».
Темой для своей диссертации на соискание ученой степени кандидата богословия иеромонах Алексий (Никоноров), уроженец Баку, выбрал историю христианства в Кавказской Албании, государства, которое находилась на территории Закавказья, занимая часть территории нынешнего Азербайджана и территорию Южного Дагестана.
Даже на основании материалов работы иеромонаха Алексия можно сделать вывод: хотя, согласно традиции, история Албанской Церкви уходит в апостольские времена, историческим основателем Албанской Церкви является Григорий Просветитель.
Если первый христианский храм на территории Кавказской Албании был построен еще апостолом Елисеем, то другие храмы заложили соответственно св. Григорий Просветитель и его внук Григорис, рукоположенный епископом по настоянию албанского царя. Эти факты и стали причиной того, что Армянская Церковь считала себя по отношению к Албанской Церкви старшей. В течение многих лет Албанская Церковь, без всякого давления со стороны Армянской Церкви находилась под идейным влиянием соседней Армянской Церкви.
Однако, в своей диссертации иеромонах Алексий, освещая жизнь св. Григория Армянского позволил себе сделать не только спорные, но и ошибочнее выводы.
Св. Григорий считал Армению уделом Апостола Фаддея, а в тех странах, где проповедовал Божие слово Апостол Фаддей, в начале 4 века епископская кафедра существовала только в Кессарии. Именно по этому св. Григорий принял посвящение от епископа кессарийского. Потом при содействии царя св. Григорий построил Эчмиадзинский монастырь, в котором основал свой престол.
А иеромонах Алексий утверждает, что св. Григорий получал рукоположение в Кессарии, потому что Армения находилась в зависимости от Византии и противопоставляет ему главу Албанской Церкви, который получал рукоположение в Иерусалиме. Бакинский богослов, думается, должен был понимать, что каноническая зависимость Армянской церкви от Кесарийской кафедры не является основанием для вывода азербайджанских историков о том, что статус Албанской церкви был выше статуса Армянской церкви.
Кроме того, в своей диссертации иеромонах умолчал о том, что престол армянского первосвященника изначально находился в Эчмиадзине, причем, именно по инициативе св. Григория. Из диссертации иеромонаха можно сделать вывод, что только в 15 веке престол армянского католикоса переносится в Эчмиадзин.
Умолчал иеромонах Алексий в своей диссертации и о том, что св. Григорий был епископом Великой Армении. Если учесть, что термин «Великая Армения» азербайджанская историография относит к числу запрещенных терминов, то это умалчивание иеромонаха дает повод для определенных размышлений…
Признаюсь, меня озадачили и другие выводы иеромонаха.
Нельзя отрицать, что распространение ислама в Албании существенно сузилась деятельности Албанской Церкви. «Однако - как отмечает автор диссертации - особую роль в ущемлении прав и самостоятельности Албанской Церкви сыграла Армянская Церковь. Армянская церковь, по мнению иеромонаха, начала процесс григорианизации и арменизации албанского населения.
Мне трудно понять, насколько допустимы в богословской диссертации тезисы о «григорианизации и арменизации» - судя по диссертации, бакинский богослов рассматривает «григорианство» как некую форму «арменской» ереси…
Иеромонах Алексий объявляет Армянскую церковь главным виновником уничтожения всех литературных памятников албанов. Он, видимо, считает, что хазары, которые неоднократно вторгались в Южный Кавказ, весьма бережно относились к христианской литературе Албании. Он, видимо, считает, что те албаны, которые позабыли веру предков и приняли ислам, весьма бережно относились к христианской литературе Албании и ничего не уничтожали. И, конечно, турки-огузы, предки нынешних азербайджанцев, которые появились после арабов, в 11 веке, по мнению автора диссертации, тоже весьма бережно отнеслись к христианской литературе Албании и тоже ничего не уничтожили…
_________________ ААЦ
|