Перевод из книг Св. Татеваци "Златочрев" и "Книги Вопрошений"...
Известно, что Христос умер по Писанию, и смертью, смерть и тление попрал… Но есть некоторые, что тело Господа нашего Иисуса Христа считают тленным.
Поэтому, вначале покажем, что смерть и тление не одно и тоже. А потом на примерах покажем, что плоть Христа нетленна.
И так, одно есть смерть, и другое – тление, и это видно из их действий. Смерть, когда входит внутрь – разделяет душу и тело, это и есть её дело. А тление входит с искажением, и разделенное начинает искажать (изменять), до тех пор, пока всё тело не растворит (разложит) на стихии: «Ибо прах ты, и в прах возвратишься» /Быт. 3:19/.
Как, например – если кто-либо срубит дерево, а другой начнет рассекать и делить, чтобы сжечь; так и смерть, отсекает от жизни, а тление продолжает рассекать. Далее, смерть разделяет личность, а тление растлевает природу…
Можно сказать, что плоть Господа Бога мучима и смертна, но нельзя сказать, что плоть тленна. Ибо Нетленная Плоть от Нетленной Девы, соединенная с Нетленной Сущностью Бога. А, что Нетленна Плоть Христа, есть в нашем «Исповедании веры», которое содержим неизмененным.
• Тление есть рождение греха, а грех есть зло. А Святая Плоть Господа Бога не имела в Себе греха, то это значит, что Она нетленна.
• Грех и тление не есть Божие творение, а есть последствие Адамова греха и искушения сатаны. Поэтому и Господь не дал, чтоб искушения сатаны коснулись бы Его плоти. То значит, что Плоть Господа нетленна.
• Тление действует против Творца, т.к. Он из небытия создает существа, а тление искажает, разрушает существа. А поэтому Нетленна Плоть Христа.
• Тление принадлежит нашим телам, ибо они от семени отца и матери, а Плоть Христа не от семени отца и матери, а от Девственной утробы, и зачато от Нетленной крови Девы.
• Девой и Нетленной, исповедуют Мать Марию православные отцы. И это не по природе Её, а из-за того, что Она родила Слово Бога, воплощенного Нетленной Плотью. То тогда, как Рожденный Плотью от Нетленной Девы, может быть тленным?
• Бог, нетленное тело Адама создал из земли и поставил в Раю, который, согрешив, стал тленным. Тогда Вы, зачем говорите, что Нетленное Слово Бог соединило с Собою тленную природу Адама, и родилось с нетленной плотью?
• Манна в пустыне была примером Нетленной Плоти Спасителя, и по сей день остается нетленной в золотом сосуде, то это значит, что Истинная Плоть Христа в Девственной утробе Богородицы, была Нетленной.
• Таинственная Святая Плоть, Которая была роздана в горнице, была Нетленной и Животворящей: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» /Иоан.6:54/, то это значит, что ещё до Креста, Плоть Христа была Нетленной.
• Все Святые православные учителя, как Ефрем, Златоуст, Кирилл, Афанасий – писали и исповедовали Святую Плоть – Нетленной, и заканчивали анафемой: «И если, после несказуемого соединения, кто будет говорить – Тленная, Святой Нетленной Плоти, - тому анафема», то значит – Нетленна Плоть Христа.
• Как Давид говорил и Апостол Пётр подтвердил: «и не дашь Святому Твоему увидеть тление» / Деян.2:27/, то значит, что Нетленна Святая Плоть.
• Известно, что когда говорится «тленное» – показывает, что в будущем будет растлено; как, говоря «смертно и мучимо» - вот мучилось и умерло. И вот, до Креста – Нетленна, и на Кресте, и в гробе так же Нетленна, как и мы исповедуем. А Вы говорите, что после воскресения изменилась в Нетление. И видно, что когда Вы говорите – «Тленна», то говорите ложь.
Вот мы кротко показали, Что Плоть Господа – «Нетленна», а сейчас посмотрим, почему некоторые говорят – «Тленна», и какие доводы приводят?
• Они говорят, что если Плоть Господа Нетленна, то значит несмертна и немучима. А если мучима и смертна, то и тленна.
Скажем, что тленна и смертна не одно и тоже, т.к. одно есть смерть, другое – тление, как и было, сказано выше.
И так, мучения и смерть, Он воспринял добровольно, а тление не воспринял – ни волей и ни по принуждению. Поэтому можно сказать, что Плоть мучима и смертна – ради нас, но нетленна и безгрешна.
• Далее, говорят, что если Плоть нетленна, то значит и несовершенна. На счет этого скажем, что если тленность делает совершенным, а нетленность – несовершенным, то значит, что Адам до согрешения своего был несовершенным, т.к. был нетленным плотью. А после греха стал тленным и совершенным, то выходит, что будто бы тленность делает человека совершенным.
И как Вы говорите, что лишь после Креста, Плоть Господа изменилась из тленности, то значит, до Креста была совершенной, т.к. была тленной. И после Креста стала несовершенной, т.к. стала нетленной. То, по-вашему выходит, что сейчас и вечно Господь несовершенен, т.к. имеет Нетленную Плоть.
• Говорят, что наша плоть тленна, и если Христос воспринял Нетленную Плоть, то не соделал нам спасение, а только соделал спасение первой природе Адама, которой в Раю был нетленным.
Скажем, что Слово Бог взял нашу тленную плоть, греховную душу, дух, и нашим же соделал нам спасение. Но, соединив, с Собою – отделил грехи от души и тление от плоти. Как огонь, соединяясь с золотом, отделяет от него примеси. И Вочеловеченный Бог родился от Девы с безгрешной Душою и с Нетленною Плотью.
• Говорят, что раз питался молоком и вкушал пищу, то это есть часть тления.
Скажем, что питаться, это ни есть часть тления, т.к. известно, что Адам ещё до своего падения, питался в Раю, и не был тленным, а нетленным. Так же и Христос, питался в Нетленной Плоти. Но кто скажет, что Адам еще в Раю был тленным, то скажем, что тление в природу вошло только лишь после падения Адама. И если Адам в безгрешности был тленным, то значит, что он до падения, уже был осужден на тление.
То как тленное, осуждает нетленность? Скажем еще, что если пища есть часть тления, то, что скажите на то, что когда Господь вкушал с Авраамом, или после воскресения, Он же в Нетленной Плоти вкушал со Своими учениками? Это показывает, что Господь в Нетленной Плоти - вкушал еще до Креста.
• Говорят, что раны и кровь, есть признак тления. (см. у Дамаскина.)
Скажем, что если раны и кровь признак тления, то Господь эти раны показал и после воскресения. А так же при кончине мира покажет все раны: «Воззрят на Того, Которого пронзили» /Зах.12:10/. Но если продолжать говорить, так как и Вы, что будто бы пища, кровь, раны и смерть – есть тление, то спасение мира совершилось ими, т.е. тление спасло нас. Значит, этим не только отрекаетесь от Господа, но и готовите себе быструю погибель…
Далее.....
... по воскресении в человеке исчезнут те семь недостатков, которые он имел до своей смерти. Но во Христе они исчезли не после воскресения, как думают некоторые, а во время самого Зачатия, когда Слово посредством Духа стало плотью, которая была обожествлена в утробе Девы Марии.
И поэтому, 1. невежество, 2. забывчивость и 3. печаль сразу же исчезли. И известно, что во Христе не было печали, ибо само Его рождение принесло радость: «я возвещаю великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь»(Лук.2:10). А что не имел невежества и забывчивости видно из следующих Его слов: «Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть»(Матф.11:27).
Тоже скажем и о Его Плоти. Свою 4. проницаемость Он показал, когда родился из девственной утробы, ибо не нарушилось девство Его Матери. 5. Преображение показал на горе Фавор, когда Его Лик воссиял сильнее самого солнца. 6. Легкость показал, когда шел по морю и по воздуху: «повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, прошед посреди них, удалился»(Лук.4:29,30). А 7. немучимость показал в горнице, когда ученикам роздал Свою Нетленную Плоть и Кровь.
А тогда, что же означает прославление Его Плоти после воскресения?
Смысл этого двоякий.
1.- как говорят несториане и другие еретики, что от Девы родился всего лишь человек, и во время крещения, который был помазан Святым Духом, а после воскресения, Слово вселилось в помазанную плоть, и обожествила ее.
2.- как говорим мы, ибо прославление плоти – это ее обожествление, которое произошло во время самого Зачатия, а не после крещения или же воскресения. И родился от Девы Еммануил, т.е. Бог вочеловеченный: «и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог»(Матф.1:23), а так же: «ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь»(Лук.2:10).
Его Божественность была сокрыта до крещения, о Которой засвидетельствовал Отец, а Дух Святой сошел на Христа: «Дух Божий, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение»(Матф.3:16,17). После, проповедовал верующим и для них творил чудеса, и до Креста и воскресения для врагов и для неверующих был сокрыт, чтобы не знали Его.
А вот когда после воскресения, когда завершил домостроительство нашего спасения, явил Свою Божественность, сокрытую во Плоти и таким образом с прославленной Плотью явился ученикам, как на горе Фавор. А тем, кто засомневался сказал: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам, осяжите Меня и рассмотрите»(Лук.24:39), т.е. Я Тот же – не изменился, ибо как и было сказано, что изменению подлежат только наши тела и души.
Но во Христе, после несказуемого соединения, не было и не произошло никакого изменения, и во веки вечных не будет – ни словом, ни душою и ни плотью, ибо «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же»(Евр.13:8). Вчера, т.е. в прошлом, сегодня - в настоящем, и во веки - будущей жизни. Об этом также говорит и пророк: «Ты тот же, и лета Твои не кончатся»(Евр.1:12).
Об этом было сказано и святыми отцами Церкви на Никейском Вселенском Соборе: «Говорящих же, что было бытия, когда не было Сына, что Он не существовал до рождения и произошел из не, или утверждающих, что Сын Божий имеет бытие от иного существа или сущности и что Он подлежит превращению или изменяем, - таковых Кафолическая и Апостольская Церковь предает анафеме».
Храни Вас Господь!!!
_________________ Настоятель монастыря Святых Архангелов Иерусалимской Патриархии ААЦ
|